GEO / ENG       12+

Эксперты: Для Грузии есть две взаимоисключающей возможности решения конфликта - решение за Западом

Для Грузии существуют два взаимоисключающих, несопоставимых варианта дальнейшего развития, считают эксперты Center for American Progress, которые подготовили специальный доклад по результатам поездки в Грузию и ее конфликтные регионы, а так же Москву, сообщает «GHN».

В частности, по мнению экспертов, первый сценарий для Грузии - это Грузия в современном варианте разделенного Берлина (после развала берлинской стены), при котором конфликты, с которыми сталкивается страна, рассматриваются в качестве холодной войны на Кавказе в котором изначально исключатся компромисс. Интересно, что по мнению авторов, разрешение конфликта в том, когда другая сторона идут на уступку, а ее жители сносят и уничтожают искусственно созданные стены и преграды, а во время этого процесс - правительство самоликвидируется из-за ослабления своего покровителя и заступника.

По мнению экспертов, данный вариант находит отклик у многих на Западе, где еще помнят как произошел слом «Берлинской стены» и восточный Берлин сделал выбор в пользу сытого и демократичного запада.

Однако отмечается, что к сожалению, исход, подобный ситуации в Берлине в 1989 году, маловероятен для зон грузинских конфликтов даже в отдаленной перспективе. Жителям самоуправляющихся образований - Абхазии и Южной Осетии, которых Россия и еще три страны считают «независимыми», придется каким-то чудом преодолеть и обиды и недовольства, порожденные конфликтами которые следуют с 1990-х годов, признать правительество Грузии и отказаться от независимости. Что касается России, то при таком сценарии ей придется внезапно и радикально изменить политику и отменить решение о признании, отказаться от экономической помощи и вывести свои войска этих регионов Грузии.

Такой путь удален от реальности, так трудно даже предположить, что власти России кардинально изменят курс и признают ошибки, и что к руководству придут новые силы, готовые пойти на не популярные меры среди российской общественности.

А параллельно с этим, Грузии придется терпеливо ждать на линии фронта своей победы и того, когда же берлинский сценарий повторится на Кавказе.
Эксперты отмечают, что за последние два года стало очевидным, что в сохранении статус-кво нет позитива - так как грузинское общество не может заниматься развитием страны при условии сохранения неурегулированных конфликтов и находясь «на казарменном положении». В этих условиях, Грузия может наткнуться на международное презрение, так как друзья с Запада могут устать от того, что Грузия использует любое международное мероприятие для ссоры с Россией.

Первый сценарий является рецептом для бесконечного конфликта, который приведет к том, что Грузия останется расчлененной, а Абхазия и Южная Осетия будут изолированными, нищими но милитаризованными «протекторатами» России. В этих условиях, можно считать членство Грузии в евроатлантических структурах лишь темой для мечтаний и разговоров.

Что касается второго варианта, то он предусматривает процесс трансформации конфликта, при которой произойдет ослабление напряженности, сближение людей проживающих на линии разделения, укрепится доверие, так же будут налажены торговые связи и контакты между властями, благодаря чему стороны прекратят враждовать друг с другом, а так же найдут совместные пути для решения конфликта. Эксперты полагают, что именно этот путь через десятилетия приведет к мирному и справедливому разрешению конфликтов в рамках признанных международным сообществом границах Грузии, и в результате будет достигнуто полное восстановление территориальной целостности Грузии, примирение между народами и полная нормализация российско-грузинских отношений.

Отмечает, что при подобном развитии событий, Грузия получит преимущество от торговых связей в регионе и от заметного роста инвестиций, которые вероятно благодаря усилению стабильности, что в последствии окажет содействие для того, чтобы Грузия смогла быстрыми темпами пойти по направлению полноправного членства в евроатлантических структурах, что является крайне важным фактором для успеха преобразований в посткоммунистической Европе.

По мнению аналитиков, этот сценарий намного предпочтительнее для национальных интересов США по целому ряду причин - а в первую очередь потому, что США взяли на обязательство содействовать разрешению конфликтов в Грузии в рамках ее общепризнанных границ, и если Штаты не найдут способ для выполнения своих обязательств, в первую очередь пострадает ее авторитет и репутация, а во вторых, разрозненная и нестабильная Грузия может вызвать новую серию острых конфликтов в неустойчивом регионе. Кроме этого, сохранение существующего положения вещей создает серьезную напряженность во всей международной системе и мешает другим целям США, которые долгое время утверждают, что намерены способствовать реализации политических и экономических преобразований в постсоветских государствах.

Между тем, эксперты отмечают, что если следить за заявлениями администрации США с 2008 года, то, администрация Обамы, следуя шаблону политики, то трансформация конфликтов пока не является основным приоритет политики Америки в этом регионе.

Руководство США, несмотря на угрозы и подозрения, помогло осуществить важные меры после августа 2008 года, а в настоящее время сложились максимально благоприятные после войны условия для более инициативного и упреждающего подхода США к конфликтам Грузии, который может оказать влияние по целому ряду причин. В частности, в начале 2011 года появилось уникальная возможность, которая будет способствовать урегулированию конфликта в более отдаленном будущем, согласно которому, администрация Обамы должна начать с призыва к сторонам принять план «по продвижению на краткосрочную перспективу». Этот план состоит из трех взаимосвязанных компонентов, который приводится в докладе экспертов:

- Россия должна взять обязательство о неприменении силы против Грузии
- Власти Грузии и Абхазии и Южной Осетии должны заключить соглашение о решении гуманитарных проблем и проблем защиты прав человека.
- Изменения в существующую политику Грузии и России, которая препятствует прогрессу.

Эксперты указывают, что в принятие все стороны заинтересованы в принятии подобного плана, а его реализация не требует пересмотра позиций ни по одному из вопросов, в которых существуют разногласия.

Меры, представленные в плане являются также необходимым первым шагом на пути к мирному и справедливому урегулированию конфликтов в рамках признанного международным сообществом границ Грузи, однако они могут и не привести к результату.

Аналитики полагают, что для успеха этих мер в ближайшей перспективе, администрация Обамы должна внести изменения в американскую политику и сконцентрировать усилия на урегулировании конфликтов. США должны:

- Выступить с серией заявлений о том, что урегулирование конфликтов и нормализация российско-грузинских отношений заложены в центр политики США в этом регионе
- Продвигать идею о том, что в преддверии войны 2008 года все стороны предприняли действия, которые создали крайне неустойчивую и опасную ситуацию, которая, в конечном итоге привела к началу боевых действий,
- Оказать содействие нормализации российско-грузинских отношений
- Минимализировать воздействие возникающих на международных форумах разногласий на решение принципиальных вопросов, поскольку это мешает успеху процесса урегулирования конфликтов
- Разработать последовательную политику в вопросах поставок оборонительных вооружений, которая согласуется с процессом урегулирования
- Включить все элементы возможно взаимодействия с Абхазией и Южной Осетией в рамки стратегии урегулирования конфликтов, и добиться того же от Евросоюза.

В это же время, эксперты отмечают, что своем докладе не предлагают всесторонних и всеобъемлющих политических решений для процесса урегулирования конфликтов, и считают, что сосредоточиваться на этом бессмысленно, пока не будет существенного поступательного движения в этом процессе. Так же отмечается, что в настоящее время решить эти вопросы невозможно, но они должны быть рассмотреныпосле того, как будут реализованы другие меры, а в частности:

- Полная свобода передвижения с и на территории Абхазии и Южной Осетии:
- Создание в Абхазии и Южной Осетии зон запрета на размещение и ношение оружия, и постепенное сокращение численности находящихся там войск до предвоенного уровня (август 2008 года) в соответствии с российскими обязательствами по договору о прекращении огня:
- Возвращение в Южную Осетию вынужденных переселенцев, а также активизация переговоров о практической реализации прав внутренних беженцев из Абхазии;
- Расследование военных преступлений.

Напомним, что по результатам визита указанный доклад составили: Сэмюэл Чарап - заместитель директора Центра американского прогресса (Center for American Progress) по вопросам России и Евразии, научный сотрудник Программы национальной безопасности и международной политики центра, заместитель директора Института европейских, российских и евразийских исследований Кори Уэлт при Школе международных отношений имени Эллиота, Университет Джорджа Вашингтона.