GEO / ENG       12+

Андрей Нестеренко: Народы России и Грузии понимают, что политика - одно, а реальная жизнь - совсем другое

О респонденте

 Ни для кого не секрет, что конфликт августа 2008 года, стал своеобразной точкой отчета к радикальному ухудшению грузино-российских связей. Между тем, по истечении двух лет, отношения России и Грузии остаются лишь одним из главных предметов споров в международном сообществе, но не более того, а усилия иностранных дипломатов, пока не принесли ощущаемых плодов в потеплении связей двух, когда-то дружеских, а теперь политически и дипломатически отчужденных соседних стран.

Своим мнением о перспективе отношениях между Россией и Грузией, подводя итоги взаимоотношений за последний год, с агентством «GHN» поделился руководитель Департамента печати и информации МИД РФ Андрей Нестеренко.

Российский дипломат Андрей Нестеренко считает, что инициатива президента Грузии Михаила Саакашвили о взятии обязательств о ненападении на Абхазию и Цхинвальский регион - являются неким положительным сигналом со стороны официального Тбилиси. Однако для разрешения существующих проблем, по мнению дипломата, Грузия должна налаживать прямые контакты с Сухуми и Цхинвали, и не только обращаться к ним с международных трибун, а так же поменять руководство, так как все беды истекают от режима Михаила Саакашвили.

- Андрей Алексеевич, можно сказать, что тема Россия-Грузия, в уходящем году, вновь представляла собой топ-вопрос для обсуждения на арене международной политики.

Была принята резолюция ООН, сделано множество заявлений в поддержку территориальной целостности и суверенитета Грузии, и многие страны согласны с тем, что Россия осуществляет оккупацию территорий соседнего государства. Однако, несмотря на мнение международного сообщества, Россия продолжает наращивать свои позиции в Абхазии и т.н. Южной Осетии. В качестве примера - можно привести последний факт - размещение в Цхинвальском регионе системы «Смерч», которая способна наносить неконтролируемый удар на дистанцию от 70 до 90 км, что, ставит под удар столицу страны Тбилиси.

- Откровенно говоря, я не располагаю детальной информацией о размещении этой системы, но, видимо она нужна. Что касается нашего мнения по Абхазии и Южной Осетии, то в целом - оно остается четким и неизменным - это уже признанные независимые государства и никакой оккупации там нет. Однако, для понимания нашей позиции, хочу заметить, что в настоящее время мы не прибегаем к мерам, которые должны кого-то запугать и представить угрозу для кого-то - это всего лишь защита.

И тут необходимо вернутся к изначальным событиям. Возвращаясь к конфликту августа 2008 года можно сказать одно - произошла совершенно очевидная вещь. С грузинской стороны, был отдан приказ штурмовать Цхинвали и это не должно повториться. Тогда, речь шла не о конкретных группировках, а о жителях этого города. То, что Абхазия и Цхинвали существовали автономно, разумеется, не нравилось Михаилу Николаевичу (примеч. ред. - Саакашвили), но моя личная точка зрения по этому вопросу сводится к тому, что он, наверное, действовал не один...

- Вы отметили, что автономия Абхазии и Цхинвальского региона не устраивали президента Грузии. Почему? В каком статусе могли бы видится ему эти регионы?

- Я думаю, что он просто был не согласен с тем, что они проводили автономную политику и существовали в качестве самостоятельных, самопровозглашенных республик. Его официальные заявления сводились только к тому, что Грузия должна быть только для грузин. Эта позиция не оставляла места (так оценивали ситуацию и абхазы так и осетины) - мол, вы на нашей территории, но вы инородные существа. Это все публично было сказано. А на кануне агрессии, (есть достоверные данные), во-первых был выведен тот грузинский контингент, который входил в состав миротворческих сил, и кроме этого были специально направлены инструкции, через Санакоева (примеч. ред. - Дмитрий Санакоев), который претендовал на роль как бы правителя Южной Осетии, и часть грузинского населения покинула территории. После этого начался обстрел.

Пропаганда, которая существовала относительно того, что российские военные находились на территории Южной Осетии - абсолютная чепуха. Кроме нашего миротворческого контингента, который так же подвергся обстрелу - там никого не было. Кстати говоря, может быть вы помните одну фотографию - на которой башня танка застряла в здании. Я был в Цхинвали буквально после конфликта - это как раз то место, где располагался контингент как российских миротворческих сил, так и грузинские специалисты, так это была башня грузинского танка, который фактически заехал на территорию этого миротворческого пункта и видимо предполагалось, что он будет вести огонь именно отсюда. Но этот танк обезвредили...

Смысл в том, что нельзя отрицать очевидное. Михаил Николаевич говорил, что кто-то его спровоцировал и так далее. Нам известно, что были определенные конфликтные ситуации между грузинами и осетинами, но... Но когда человек отдает приказ о штурме города, тем более спящего города, то данный факт уже не нуждается в комментариях...

- Между тем есть данные, что вывод мирного населения из Цхинвали начался задолго до обстрела...

- Никто никого не выводил... Людей начали выводить позже... действия Михаила Николаевича - были преступлением против людей....

- Так или иначе, спустя два года после этого конфликта, по-прежнему сохраняется тупиковая ситуация. Ни одна из сторон не желает идти на уступки и доказывает свою правоту.... Что же делать, как разрубить этот Гордеев узел?

- Во-первых грузинам самим надо решать, кто должен руководить их страной. Это очень важно. Кроме того, касаясь грузино-российских отношений, мы неоднократно говорили, что дипломатические отношения разорваны именно по инициативе Михаила Николаевича. А все остальное итак известно.

Что касается выхода из ситуации с Абхазией и Южной Осетией, то думаю, в этом вопросе, надо искать выход с самими абхазами и югоосетинами... Они должны выходить на прямой контакт. Грузинские представители дипломатии должны искать форму диалога, и это не должен быть просто диалог, при котором все обвиняют друг друга. Необходимо вести двухстороннюю дискуссию. Каждая из сторон должна сказать, как именно она видит свою позицию, а дальше необходимо искать пути для сближения. Но все должно происходить только через диалог, только через определенные гарантии.

Вот сейчас есть обнадеживающие сигналы, что Тбилиси, политическое руководство страны, вроде бы согласно и готово пойти на соглашение о ненападении (такое заявление сделал Михаил Николаевич в Европарламенте). Некоторое время назад была реакции, как с Цхинвали, так и с Сухуми, которые все же насторожено относятся к этому вопросу. Вот здесь, вероятно и надо что-то искать, искать почву, а именно - прямые контакты. Так же надо искать и использовать контакты в формате Женевских дискуссий по стабильности на Кавказе. Хотя и они проходят не всегда гладко и спокойно. Там тоже присутствуют эмоции, острый политический накал.

- Затрагивая тему Кавказа, хотелось бы узнать ваше мнение по безвизовому режиму, установленному Грузией для жителей Северокавказских республик.

- Скажу честно - для меня эта новость была довольно неожиданной. Потому что нет в мировой практике подобных предложений, когда открывались границы только для определенной категории граждан соседней страны. Это тоже самое - что, к примеру, Соединенные штаты заявят, что их границы будут открыты для отдельных кантонов Швейцарской конфедерации.

Вы можете принимать решение по отношению к гражданам определенной страны, это другое дело, но никак не к определенным национальностям и народам - нет такой практики международной.

- В последнее время, участили факты задержания грузинскими спецслужбами российских шпионов и организаторов терактов. Буквально несколько дней назад были задержаны лица, которые организовывали теракты на территории Грузии под руководством генерала российской армии...

- Касательно этого вопроса, можно сказать, что те комментарии, которые звучали до этого из уст грузинских политиков заставляют задуматься, а не нужно ли это все кому-то, и не нужны ли кому-то вот такие вот ситуации... Какой-то там генерал, кого-то там направляет и т.д.... Это фарс. Мне кажется что это все смахивает просто на игру в шпионские скандалы... Для того, чтобы иметь объективную картинку, надо располагать точными данными, и если речь идет об обвинениях, то обвинения должны быть сделаны компетентными органами...

- Но кто может быть более компетентнее самого министра внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили, который лично сделал заявления и комментарии по этому вопросу?

- Министр внутренних дел - это человек, которого назначил Михаил Николаевич. Поэтому, как скажет Михаил Николаевич, так тот и сделает...

- Шпионские скандалы, начиная с 2006 года, и последующие политические разногласия привели к тому, что теряются контакты и связи между народами, страдают простые люди и обыватели...

- В России, как и раньше - любят и Грузию и грузин. Мы люди с общей историей, с глубокими культурными связями... За последний год не было ни одного случая проявления не дружелюбного отношения к грузинам в России. Потому что люди понимают, что политика - это одно, а реальная жизнь, история, кровь которая перемешана - это совсем другое. Мы не можем этого разорвать... Мы не можем разорвать российско-грузинские связи, так же как мы не можем разорвать связи между российским и украинским народом... Это история. Просто надо хорошо это понимать... А когда там дядя Сэм из Вашингтона говорит «алё» - потому что кому-то выгодно все это разрушить, разбить и превратить в месиво, таких ошибок история не прощает.

Имя Саакашвили уже вошло в историю из-за обстрела Цхинвали, и занесено в самую черную страницу. Но я уверен, что если он сложит свои политические полномочия, то следующим номером мы увидим его где? - в Вашингтоне... Грузинскому обществу он будет уже не нужен. А в Вашингтоне он будет читать лекции и вновь кричать - Россия - агрессор, мол маленькая демократическая Грузия - растоптана и подавлена Россией... Но всем хорошо известно, что это не так.

Беседовала Анастасия Каменская
Информационно агентство «GHN».